Сетевое издание "Медицина и образование в Сибири"
 
 
  

 
№ Спецвыпуск - 2016 г.
13.00.00 Педагогические науки

УДК 61:378

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. С. Баннова, И. В. Васильев, Н. А. Лутковская

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России (г. Новосибирск)

Статья посвящена проблеме реформирования высшего медицинского образования в части изменения системы послевузовского образования в связи с отменой интернатуры. Как известно, эти изменения вызвали в обществе неоднозначную реакцию. В статье анализируются результаты опроса, проведённого среди студентов лечебного и педиатрического факультетов НГМУ, а также будущих абитуриентов по отношению к предстоящим переменам. Поскольку окончательное решение этого вопроса ещё не закреплено нормативными документами, полученные результаты могут представлять интерес для соответствующих органов управления здравоохранением. Кроме этого, в статье содержится экскурс в историю вопроса послевузовского медицинского образования. Материалами исследования послужили результаты анкетирования с помощью «Google Forms», основные нормативно-правовые акты по данному вопросу, материалы научных конференций.

Ключевые слова: послевузовское медицинское образование, интернатура, ординатура, практическая подготовка, врач-специалист,первичное звено здравоохранения.


Согласно ст. 108 п. 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 год «Об образовании» прием в образовательные и научные организации на обучение по программам послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре прекращается 1 сентября 2016 года. В связи с этим возникают вопросы, а что будет вместо интернатуры, что изменится в системе послевузовского медицинского образования?

В обширном и пространном документе под названием «Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015–2030 гг.», размещённом на сайте Министерства здравоохранения РФ, указано, что, получив высшее медицинское образование, специалист должен будет отработать в первичном звене 3 года. Далее, при условии окончания ординатуры, он может продолжать профессиональную деятельность в качестве врача-специалиста. Однако данный документ не является нормативным правовым актом, и вопросы остаются без ответа.

Пока нет точного представления о том, как новый порядок послевузовского медицинского образования будет работать, и какие перспективы он открывает выпускникам медицинских университетов и факультетов. В среде медицинской общественности сформировалось определенное мнение по отношению к этим переменам. Целью данного исследования было выяснить отношение студентов и будущих абитуриентов медицинского университета к предстоящим изменениям в системе высшего медицинского образования с точки зрения её перспектив и сохранения престижности профессии врача.

Изучение мнений по данному вопросу было проведено с помощью анкетирования «Google Forms», как наиболее простого и удобного способа подачи материала и оперативности обработки информации. В анкетировании принимали участие студенты лечебного и педиатрического факультетов НГМУ, а также будущие абитуриенты, всего 150 человек. Студенты лечебного факультетов составили 42 %, педиатрического факультета — 44 %, будущие абитуриенты — 14 % общего числа опрошенных.

Прежде чем говорить о результатах проведённого исследования, следует остановиться на самом понятии «интернатура» и её отличии от «ординатуры». Интернатура и ординатура представляют формы первичной послевузовской подготовки выпускников высших медицинских и фармацевтических образовательных учреждений и медицинских факультетов государственных университетов. При этом интернатура направлена, в первую очередь, на практическую подготовку, а ординатура в большей степени на теоретическую подготовку к врачебной деятельности по оказанию квалифицированной медицинской деятельности в рамках определённой специальности.

Впервые интернатура и ординатура появились на медицинском факультете Императорского Московского университета в середине XIX века. Профессора А. И. Овер и А. И. Поль, представляющие соответственно факультетскую терапевтическую клинику и госпитальную хирургическую клинику, направили «Рапорт» с предложением об организации на медицинском факультете Московского университета интернатуры. Для этого предлагалось шесть лучших студентов последнего курса назначить помощниками ассистентов и адъюнктов госпитальных клиник.

В частности в «Рапорте» говорилось: «При клинике должны находиться постоянно шесть студентов по одному при каждом адъюнкте или ассистенте, они могут называться клиническими студентами (internes). Имея жительство в больничном здании, они несколько раз в день должны навещать больных тех ассистентов, при палатах коего они находятся. При таких и подобных случаях они несравненно скорее знакомятся со всеми практическими предметами и потому много выигрывают по сравнению с приходящими студентами. Польза эта так очевидна, что каждый молодой человек будет стараться поступить на эти места. Не имея возможности предоставить эту выгоду всем, весьма желательно, чтобы ей воспользовались хотя некоторые».

К сожалению, это предложение принято не было, но двухгодичную конкурсную ассистентуру (прообраз сегодняшней ординатуры) удалось организовать. «Рапорт» был подан в марте 1843 года, что считается датой рождения клинической ординатуры.

Одногодичная специализация (интернатура) выпускников лечебных и педиатрических факультетов была учреждена Постановлением Совмина СССР от 10 февраля 1967 года № 130 «Об организации в виде опыта одногодичной специализации (интернатуры) выпускников ряда медицинских институтов». В рамках сложившейся ещё в СССР многоуровневой системы послевузовского образования интернатура представляла собой обязательный одногодичный этап обучения, дающий право на занятие соответствующей должности в учреждениях здравоохранения.

В настоящее время ситуация меняется, и занятие соответствующей врачебной должности возможно уже после получения диплома о высшем медицинском образовании. Почему же отпала необходимость в интернатуре? Интернатура при ее возникновении рассматривалась именно как форма подготовки врача у постели больного. Но после её передачи в учреждения высшего образования интернатура фактически превратилась в седьмой, еще один год теоретического обучения в университете, тем самым утратив, по существу, своё предназначение.

Отмена интернатуры и предлагаемая вышеуказанной стратегией развития здравоохранения модель будущего послевузовского образования вызвали бурную и неоднозначную реакцию медицинской общественности (рис. 1). В интернете появилась даже петиция, направленная министру здравоохранения Российской Федерации В. И. Скворцовой под названием «Не позволяйте чиновникам силой загнать выпускников медвузов в поликлиники!».

Рис. 1. Результаты опроса по поводу отношения студентов НГМУ к предстоящим изменениям в системе послевузовского образования

Как показали результаты проведённого исследования, студенты оказались не безучастны к данной проблеме. Как и ожидалось, большинство (86 %) высказались против идеи трехлетней отработки в первичном звене здравоохранения, 10 % отнеслись к данной идее положительно, 4 % затруднились в ответе. Среди причин столь негативной оценки 53 % опрошенных указали ограничение свободы выбора специальности, что может быть расценено как «покушение» на конституционные права. Студентов также беспокоит длительность обучения и, немаловажно, отдалённость перспективы самостоятельного финансового обеспечения, что создаст сложности в создании семьи (рис. 2).

Рис. 2. Результаты опроса студентов НГМУ по поводу причин негативного отношения к предстоящим изменениям в системе послевузовского образования

Одним из факторов, отпугивающих студентов и абитуриентов, является страх распределения по области. Высказывались опасения разочарования в профессии и неготовности идти сразу на место врача без поддержки более опытного специалиста. Однако, даже те, кто отнесся отрицательно к перспективе «отработки», отмечают и её плюсы: приобретение практического опыта, гарантию трудоустройства, получение дополнительного времени для выбора специальности.

В продолжение темы профориентации студентов медицинского университета, начатую в рамках конференции-конкурса «Авиценна-2015», участвовавшие в опросе студенты НГМУ ответили на тот же вопрос, что был задан год назад: «Если бы Вы сейчас стояли перед выбором поступать ли в медицинский университет, то...». Результаты в сравнении с прошлым годом представлены на следующем графике (рис. 3). Вывод однозначен, интерес к высшему медицинскому образованию снизился на треть. Конечно, несмотря на происходящие изменения в системе высшего медицинского образования, интерес к профессии врача сохраняется, однако, часть студентов и будущих абитуриентов в силу неясности перспектив высказывают сомнения в правильности своего выбора.

Рис. 3. Результаты опроса студентов НГМУ по поводу выбора медицинского вуза до и после появления информации об изменениях в системе послевузовского образования

Это не может не настораживать, поскольку в дальнейшем данная ситуация может негативно сказаться не только на развитии системы высшего медицинского образования, но и на вопросах кадрового обеспечения системы здравоохранения в целом. Поэтому хочется надеяться, что соответствующие органы управления образованием и здравоохранением в ближайшее время внесут ясность в беспокоящие общественность вопросы реализации профессиональных образовательных программ высшего медицинского образования.

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ. — М. : КНОРУС, 2014. — С. 57, 64–66.
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273-ФЗ. — Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2013. — С. 101–103.
  3. Лутковская Н. А. О профессиональной ориентации студентов медицинских вузов / Н. А. Лутковская // Материалы VI Российской (итоговой) научно-практической конкурс-конференции студентов и молодых ученых «Авиценна-2015», посвященной 80-летию Новосибирского государственного медицинского университета. — Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2015. — T. 2. — С. 58–59.
  4. История создания клинической ординатуры и интернатуры [Электронный ресурс]. — Режим доступа : (http://www.mma.ru/education/faculties/fppov/otd/ordin/hiss/). — Дата обращения : 10.05.2016.
  5. Приказ Минздрава СССР N 240, Минвуза СССР N 187 «Об утверждении положения об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных и педиатрических факультетов медицинских институтов» от 27.03.1967 [Электронный ресурс]. — Режим доступа : (http://lawrussia.ru/texts/legal_586/doc586a291×909.htm). — Дата обращения : 10.05.2016.



Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)

Государственная лицензия ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России
на образовательную деятельность:
серия ААА № 001052 (регистрационный № 1029) от 29 марта 2011 года,
выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно

Свидетельство о государственной аккредитации ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России:
серия 90А01 № 0003592 (регистрационный № 3376) от 31 марта 2020 года
выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
на срок по 31 марта 2026 года

Адрес редакции: 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 52
тел./факс: (383) 229-10-82, адрес электронной почты: mos@ngmu.ru

Выпуск сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» (ISSN 1995-0020)
прекращен в связи с перерегистрацией в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» (ISSN 2542-1174). Периодичность выпуска — 4 раза в год.

Архивы выпусков «Медицина и образование в Сибири» доступны на сайте с 2006 по 2016 годы, а также размещены в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на сайте elibrary.ru.

Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) —
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-72398 от 28.02.2018.

© ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, 2022



22.05.2017
Сетевое издание «Медицина и образование в Сибири» преобразовано в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences». Дата перерегистрации: 18.05.2017. Свидетельство о СМИ: ПИ № ФС 77-69793.
Подробнее >>

03.04.2017
С 2017 года Издательско-полиграфическим центром НГМУ осуществляется выпуск печатного издания «Сибирский медицинский вестник».
Подробнее >>

08.02.2016
Уважаемые авторы! Открыт прием статей во 2-й номер 2016 года (выход номера — середина мая 2016 г.).
Подробнее >>

11.01.2016
Уважаемые авторы! Продолжается прием статей в 1-й номер 2016 года (выход номера — конец февраля 2016 г.).
Подробнее >>

28.12.2015
Уважаемые авторы! Сетевое издание входило в Перечень ВАК до 30 ноября 2015 г. Работа по включению издания в новый Перечень ВАК продолжается.
Информация о формировании Перечня ВАК
Подробнее >>

Архив новостей